Дни музыки Микаэла Таривердиева в Ереване (май-июнь 2008)

Фоторепортаж | Анонс в новостях

Конкурс носит имя моего мужа Микаэла Таривердиева.

Микаэл Таривердиев композитор странной судьбы. В России его знают вот уже несколько поколений людей. Эта известность пришла из его многолетней и успешной работы в кинематографе. Он – автор музыки к 132 фильмам. Но он также автор опер, вокальных циклов, симфонических, органных произведений. Большая часть этой музыки не звучала при его жизни. 11 лет назад, когда ушел из жизни Микаэл Таривердиев, я задумалась, как я должна жить, чтобы эту музыку узнали. Я уверена в том, что в этой музыке есть что-то очень важное для людей, то, что им необходимо. Жизнь в мире, и даже в музыкальном мире, сегодня определяют практики, деловые люди. Практицизм и деловитость вышли на первый план. Но люди по-прежнему, а может быть даже острее, чем когда-либо, испытывают необходимость в романтизме, мечте. Люди не могут не мечтать. Также как они не могут жить без веры, надежды и любви. Мечта по идеальному, ностальгия по идеальному - главная интонация музыки Микаэла Таривердиева.

Международный конкурс органистов стал для меня жизнью и работой. Но он никогда не переставал быть для меня мечтой.

Сегодня мы можем говорить о его плодах. Он открыл не только музыку Микаэла Таривердиева, но и новые имена талантливых людей, создал своего рода музыкальное братство, которое существует поверх, а иногда и вопреки границам. В России конкурс способствовал появлению нового интереса к органу. Только за последнее время в России было построено несколько новых инструментов. Конкурс стал успешным благодаря людям, которые также хотели и умели мечтать. Конкурс для меня – прежде всего поиск близких людей, друзей. И я хотела бы поблагодарить Джеймса за его дружбу, которая и привела нас сюда. Хочу поблагодарить всех, кто помог в осуществлении этой идеи.

И представить Вам Жана-Пьера Стайверса. Он приехал на первый конкурс в 1999 году и завоевал первую премию. Это была четвертая премия в числе престижных европейских конкурсов, на которых он побеждал. Но именно наш конкурс он считает своей особой победой. Сегодня он – один из лучших интерпретаторов музыки Микаэла Таривердиева, которую он исполняет в разных странах Европы, много гастролирует по России.

В прошлом году Ж-П.Стайверс принял участие в концертном турне, посвященном 20-летию Чернобыла и исполнял Симфонию Микаэла Таривердиева «Чернобыль», был удостоен Чернобыльского креста, которого до этого удостаивались только люди, которые работали на ликвидации последствий этой катастрофы.

Одна из его необычных программ называется «ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ»

Жан-Пьер Стайверс исполнит две части из Первого концерта для органа «Кассандра» Микаэла Таривердиева.

Mikael Tariverdiev, 1931-1996
Concerto “Cassandra” Opus 91
Intrada
Aria
Inventio
Finale

Mikael Tariverdiev
Choral-Prelude Opus 103 nr. 8
Andantino, pastorale

Лауреаты нашего конкурса, его участники нередко выступают в совместных концертах. Мы называем эти программы «Органный хит-парад». Иногда в таких концертах принимают участие даже 6 человек. В каком-то смысле это наше «ноу хау». Нетрадиционный репертуар, подготовленный участниками специально для наших общих проектов. С такими проектами они выступали в разных концертных залах и фестивалях.

За готовность приехать не смотря ни на какие условия, в нашей конкурсной семье Жана-Пьера Стайверса прозвали «летучим голландцем».

М. Т. Известен своим участием в 130 фильмах. Он даже вошел в книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества национальных премий за лучную музыку к фильмам. Кстати, лауреат премии Американской Академии музыки за музыку кино. Каждый год по всем российским каналам показывают фильм «17 мгновений весны». Этот фильм о русском шпионе во время Второй мировой войны оказавшемся в Германии.

Но главная интонация фильма – судьба героя-одиночки, независимого человека, каким в жизни был Микаэл Таривердиев.

Ж-П Стайверс исполнит парафраз на темы этого самого известного российского телефильма.

Mikael Tariverdiev
17 Moments of Spring, film music paraphrase

Микаэл Таривердиев, армянин по происхождению. Родился в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь провел в Москве. Он – ученик Арама Хачатуряна, армянина и замечательного композитора ХХ века. Сейчас прозвучит самая известная армянская музыка – Танец с саблями. Между собой мы называем это сочинение, когда его играет Ж-П Стайверс «Приключения летучего голландца в России».

Aram Khatsjaturian, 1903-1978
from “Gayaneh ballet”:
Sable Dance

"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи:

"Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь.

Небо темнеет. На фоне сгущающихся сумерек проступает силуэт разрушенного реактора, почти скрытый возведенными стенами саркофага. Странно, но ощущения опасности нет. И только на обратном пути от станции появляется нечто странное, говорящее о том, что опасность все-таки есть. Просто ее не видишь. Она растворилась в теплом вечернем воздухе. Нас, как и всех, останавливают, проверяют степень зараженности. Датчики зашкаливают и звенят...

Впечатление, которое я вынес из этой поездки, было оглушительным. Поначалу я даже не предполагал, что оно окажется таким сильным. Как будто я сам стал частью этой Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению. В моей жизни появилась новая точка отсчета. Не знаю почему, но то, что произошло в Чернобыле, связалось во мне с тем, что произошло с американским космическим кораблем "Челленджер". Может быть, потому, что мы впервые смотрели эти кадры из Америки в прямом эфире. В моей жизни появилось ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет.

Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.

В симфонии две части. Первая - "Зона". Тягучая квинта, образ Зоны, появляется в самом начале и незримо, как радиация, проходит через всю Симфонию. Это мои впечатления., в нотах довольно много конкретного.

Вторую часть я назвал "Quo vadis?" Это реквием, это дань памяти тем людям, кто закрыл нас собой от беды. Но поможет ли это нам? Вынесем ли мы из этого какие-то уроки?"

Микаэл Таривердиев

Вот что он написал перед премьерой "Кассандры" в Большом зале Московской консерватории и Западном Берлине:

Год назад я приехал в Западный Берлин, где в числе очень интересных явлений культурной жизни этого удивительного города я попал на выставку, которая экспонировала картины прекрасного художника Кристофа Нисса.

Серия картин, объединенных общим названием "Кассандра", меня особенно поразила. Образ героини античной трагедии, предупреждающей нас, сегодняшних жителей планеты о нависшей над нами угрозе войны, прозвучал в картинах западно-берлинского мастера с новой силой.

Но если Кассандра времен эллинов предупреждала об опасности гибели своих соотечественников, то сегодня такая опасность угрожает всем нам, всей планете, где уже не будет ни победивших, ни побежденных.

Я вернулся в Москву и мне захотелось передать эти ощущения в музыке. Так появился Концерт для органа. Мне хотелось попытаться объединить элементы старинной музыки с музыкой сегодняшней, чтобы подчеркнуть, что эта тема существовала всегда.

Ведь в самом деле!

Когда-то много веков назад некий гениальный монах изобрел порох. Но для чего? Для того, чтобы было легче пробивать тоннели в горах, сокращать расстояния, строить дороги друг к другу. Но потом другие люди превратили это замечательное изобретение в огнестрельное оружие, чтобы убивать друг друга.

Братья Райт изобрели самолет. Сбылись и стали реальностью самые светлые сказки о желании людей подняться в небо и парить в нем, подобно птицам. Но потом это удивительное изобретение стало самым страшным оружием Второй мировой войны, сеющим смерть с воздуха миллионам мирных людей.

Испокон веков люди смотрели на далекие звезды, мечтая о них. И вот Циолковский изобретает ракету для того, чтобы преодолев земное притяжение, выйти в космос и искать там братьев по разуму. А теперь людям грозят звездные войны. Разве об этом мечтали эти гении с добрыми руками и чистыми сердцами?

Не пора ли нам остановиться?

Не пора ли прекратить превращать подарки этих гениев в очередное и все более страшное оружие?

Вот о чем серия картин Кристофа Нисса "Кассандра".

Вот о чем мой концерт для органа "Кассандра".

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откровение Иоанна Богослова, гл.21, 1)

 «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение Иоанна Богослова, гл.21, 4)