События 28 августа в Музее музыкальной культуры имени Глинки [28.08.2009]

28 августа в Музее музыкальной культуры имени Глинки прошли:

- презентация Международного конкурса имени Микаэла Таривердиева с участием прессы;

- состоялось открытие выставки «Я ловил ощущение. Музыка и судьба Микаэла Таривердиева».

«Я ЛОВИЛ ОЩУЩЕНИЯ. МУЗЫКА И СУДЬБА МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА»

Впервые в Москве, впервые в Центральном государственном музее музыкальной культуры им. Глинки представлен творческий мир Микаэла Таривердиева. На выставке – архивные материалы (переписка, записные книжки, фотографии из семейного архива, документы), рукописи произведений – опер, балетов, киномузыки и, конечно, органных сочинений, так как выставка приурочена к открытию первого тура Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева.

Значительную часть экспозиции занимают фотоработы композитора, который увлекался фотографией на протяжении всей своей жизни. «Фотография стала для меня частью жизни, может быть, даже в какой-то мере продолжением моего творчества. Но если, работая над музыкой, я всегда помню, что работаю для людей, то снимаю всегда для собственного удовольствия» - писал мастер. Зарисовки природы, города, люди, состояния – вот что его интересовало. «Я ловил ощущения» - вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Владимира Винокурова, рукопись которого также предcтавлена на выставке. Цикл фотографий и экспозиция созвучны поэтической строчке, знаковой для музыки и судьбы Микаэла Таривердиева.

- презентация диска Nostalgy, выпущенного одновременно в Японии и России и представляющего музыку Микаэла Таривердиева в исполнении японского дуэта Хиде-Хиде (сякухати, сямисен);

- выступление дуэта Хиде-Хиде – специального гостя Шестого международного конкурса.

- продюсер Китагами Юкио передал в дар Музею имени Глинки японские национальные инструменты семисен и сякухати.

Японская тема в жизни и творчестве Микаэла Таривердиева занимает особое место. В 1957 году он обратился к японской старинной поэзии. Пять поэтических миниатюр на стихи средневековых японских поэтов стали основой вокального цикла «Акварели», сегодня признанного вокальной классикой. Именно с этого вокального цикла в историю музыки вошел неповторимый авторский стиль композитора. Лаконизм, «скрытая красота вещей», сложная и изысканная стихотворная форма – эту «прививку» Микаэл Таривердиев получил у старых японцев.

В 1978 году Микаэл Таривердиев был в Японии по приглашению Союза композиторов Японии. Он был награжден премией звукозаписывающей фирмы «Виктор», которую ему вручили во время этой поездки, посетил Токио и Киото. И, как всегда, он путешествовал с фотоаппаратом. Образ Японии запечатлился и в его душе, и в цикле фотографий.

Через 30 лет Япония вновь возникает в творческой судьбе Микаэла Таривердиева.Музыкальное издательство TOEI MUSIC PUBLISHING CO., LTD осуществило новый проект – представление музыки Микаэла Таривердиева в Японии. Известный японский композитор Фудживара выпустил диск, в котором он представил несколько импровизаций на темы композитора.

Два исполнительских дуэта - White classical band и Hide-Hide выпускают записи музыки Микаэла Таривердиева в новых аранжировках. На новом диске дуэта White classical band вышла песня «Ты не печалься» на японском языке. На диске “Nostalgy” инструментального дуэта Hide-Hide (сякухати и сямисэн) представлены обработки 12 песен Микаэла Таривердиева в исполнении японских виртуозов в оркестровке японского композитора Камимура для сякухати и сямимисена и симфонического оркестра. В записи также приняли участие известный японский гитарист Masayuki Chiyo, Российский симфонический оркестр (дирижер Владимир Понькин). Диск выiшел в Японии в августе. 6 августа состоялась презентация в Токио. И одновременно диск выпущен российской фирмой Бомба Мьюзик в России.

Ансамбль Хиде-Хиде – специальный гость конкурса органистов имени Микаэла Таривиердиева. Это их первый приезд в Россию. Но уже на второй день своего пребывания они примут участие в записи музыки к фильму «Исаев», работу над которым завершает режиссер Сергей Урсуляк.

 

Приветствие КИТАГАМИ Юкио

Компания «Тоэй Онгаку Сюппан», которую я представляю, занимается выпуском музыкальной продукции для кинокомпании «Тоэй». Так сложились обстоятельства, что уже почти двадцать лет мы проводим осуществление части своих звукозаписей совместно с российскими симфоническими коллективами в Москве. Подавляющее большинство таких записей мы осуществили в сотрудничестве с замечательным дирижером Константином Дмитриевичем Кримцом, который познакомил нас с музыкой многих советских композиторов. Среди них была и музыка Микаэла Таривердиева. Нам она показалась необычайно интересной. Тогда Константин Дмитриевич представил нас супруге композитора – Вере Таривердиевой. Таким образом, возникла идея творческого союза по записи диска произведений Микаэла Таривердиева в аранжировке для японских национальных инструментов и симфонического оркестра.

В Японии всегда испытывали необычайную искреннюю симпатию к русским народным песням, к русской классической музыке - представителем которой для нас, в первую очередь, является Чайковский. Подобное ощущение мы испытали,, когда впервые услышали произведения Микаэла Леоновича Таривердиева. Удивительным образом гармония его произведений оказалась близка и понятна японскому музыкальному слуху. Мы восприняли этого композитора как живого продолжателя великой музыкальной культуры России прошлого. Огромная заслуга именно в таком осознании музыки Микаэла Таривердиева принадлежит его супруге – Вере, ее огромным усилиям по популяризации и сохранению богатейшего музыкального наследия Микаэла Таривердиева.

Специально для этого альбома были отобраны 12 композиций. Все они являются признанными шедеврами российской киномузыки. Аранжировки были написаны молодым японским композитором КАМИМУРА Сюхэй в первую очередь специально для дуэта японской бамбуковой флейты – сякухати и щипкового инструмента – сямисэна. Но кроме этих горячо любимых в Японии народных инструментов в аранжированных композициях есть и другие участники, начиная от японских барабанов и кото, и заканчивая акустической гитарой и симфоническим оркестром. Работая над альбомом, КАМИМУРА Сюхэй особо отмечал удивительный мелодизм и сердечность музыки Микаэла Леоновича. Использование такого разнообразного количества инструментов в аранжировках служит, прежде всего, цели наиболее полного раскрытия этой богатейшей мелодической составляющей.

Мы назвали наш альбом «Ностальгия», потому что представленные в нем композиции заставили нас почувствовать острое и щемящее чувство по чему-то давно знакомому, но забытому, родному, но безвозвратно ушедшему. Исчезнувшему, но заставляющему вновь и вновь вспоминать о себе в снах о далеком детстве, о прекрасном, но минувшем «далеко». Композиции Микаэла Таривердиева в обработке для японских национальных инструментов – это настоящий подарок истинным меломанам, поклонникам творчества выдающегося российского композитора, а также всем, кто испытывает интерес к японской музыкальной культуре.

Я выражаю надежду, что наш российский дебютный альбом станет новым открытием хорошо знакомых мелодий для российских любителей музыки и в то же время познакомит их с удивительным звучанием японских народных инструментов, сделает его более понятными, научит получать удовольствие от его прослушивания. Искренне желаю всем любителям настоящей музыки приятных минут общения с волшебным миром альбома «Ностальгии»!

 

ХИДЭ-ХИДЭ – ансамбль-дуэт традиционных японских инструментов

Название ансамбля образовано от совпадающих по звучанию первых иероглифов имен его участников:
ХИДЭКИ Оноуэ (сямисэн)
ХИДЭКИ Исигаки (сякухати)

Ансамбль ХИДЭ-ХИДЭ – уникальное явление в музыкальной жизни Японии - появился на свет не так давно. В 2007 году он ярко дебютировал сольным диском, выпущенным крупнейшей японской студией звукозаписи Sony Music Direct. В том же году молодая группа многообещающих исполнителей проехала с триумфальными гастролями по 62 городам Японии, дав в общей сложности более 170 выступлений на различных сценических площадках.

Необычный творческий союз молодых музыкантов традиционных японских инструментов исполняет произведения японской и мировой классики в собственной обработке с наложением широчайшего спектра звучания: от хорошо известных во всем мире японских барабанов тайко до струнных классического оркестра и акустической гитары.

Ансамбль имеет обширный концертный репертуар композиций, представляющих интерес для разнообразной музыкальной аудитории, и в особенности для ценителей прелести живого звука акустических народных инструментов. Молодые исполнители заявляют себя родоначальниками нового музыкального направления, которому они дали название «гипер-трад-мьюзик», и под которым подразумевают концепцию неувядающих национальных традиций, продолжающих свое движение и развитие в современности.

< к списку новостей