Высказывания друзей

Высказывания друзей

Серебряннейший композитор,
Брат мой,
Какой неповторимою бравадой
Смыкается под строчками моими
Паническое пианино.

И плачем мы,
И светит воск с огарка
На профиль гениального сайгака,
И слышит подмосковные стаккато,
Тоска такая, тоска такая!

Андрей Вознесенский


начала музыка, но речь вольна о музыке глаголить". Музыка, если это музыка, не может унизить смысл или задеть его, или оскорбить. Она может только возвысить его, если это музыка. Музыке, в чистейшем смысле этого слова, Таривердиев и служил.

Он был изящный, элегантный человек. Я не говорю о моих стихах, которые навсегда совпали с музыкой, которую он посвятил им. Присущая ему тонкость, она сопутствовала всей его жизни. Ну и моей отчасти. Потому что мы совпали по времени, совпали по жизни. Думаю, что между нами были и другие совпадения. Отвращение к развязности, вульгарности, так я полагаю.

Его поведение, его человеческое, художественное, музыкальное, мужское поведение было безупречным. Не могу предположить, чтобы он когда-нибудь в этом смысле ошибся, оступился. Это было всегда соотнесено с музыкой. Дисгармония была невозможна.

Если бы я умела сочинять музыку, я бы написала какую-то музыкальную фразу и эта фраза соответствовала бы изяществу его силуэта, изяществу его походки и великодушию его всегда вспомогательной, дарующей руки

Белла Ахмадулина


Его всегда легко узнать среди других композиторов. В музыке любого жанра он имеет свой непровторимый голос. Иногда он обращает нас якобы в старину, иногда, напротив, кидает нас намного вперед обычной жизни, но каждый раз он залезает к нам в душу, в сердце. У него особого рода современность. Это эмоциональный и глубоко прочувствованный мир,и человек в мире, мире, который концентрируется в человеческих чувствах. Кажется, Шопенгауэр сказал, что из всех искусств именно музыка не только объясняет объект, она показывает интим этого объекта. Вот Микаэл Таривердиев - композитор интимный в самом высоком, самом глубоком для каждого из нас смысле слова.

Он композитор современный. Но он еще и композитор и прошлого, и настоящего и будущего. То есть он обобщает в своей музыки все эти интонации.

Борис Покровский


Микаэл Таривердиев удивительный композитор и удивительный человек. Он пришел ко мне совсем молодым человеком и сыграл цикл на стихи Беллы Ахмадулиной. Музыка понравилась мне сразу, Я сразу ощутила в нем какую-то особую концентрированную выразительность, представляющую богатейший материал для камерных певцов. Я тут же представила себе, как я это пою. Этот цикл и и также цикл на стихи Мартынова, которые мне чрезвычайно дороги, я включала в свои программы на протяжении многих лет, и публика всегда принимала их на ура, их слушали буквально раскрыв рот.

Все, что сделал Микаэл Таривердиев, будь то камерная вокальная лирика или его популярные работы в кино - невероятно высоко. Он - отражение нашего века. Он нашел свой язык, совершенно неординарный и единственно ему присущий. Я не знаю другого такого композитора, который мог бы писать так изысканно и в то же время просто. Хотя его музыка совсем не проста для тех, кто берется ее исполнять. Она требует профессионализма, тонкости.

Зара Долуханова


Главный тон, главный звук этой музыки - это ностальгия о чем-то. Даже когда эта музыка рождалась, в том числе в те годы, когда Микаэл Таривердиев вошел в профессиональное искусство, эта музыка была как бы несовременной, хотя он считался самым современным композитором. Но и тогда его мелодии, его напевы были ностальгией по чему-то. По чему-то идеальному.

Сергей Соловьев


Я думаю, у него было гораздо больше точек восприятия того, что происходит вокруг нас, потому что человек все равно ограничен в восприятии той информации, которую ему дает природа. Я очень часто вспоминаю Микаэла Таривердиева, когда я сталкиваюсь со способом или попыткой говорить всем организмом.

Армен Джихарханян